Автор: Вильчинская А.
Реальный кейс компании «Эирпромцентр». Москва, 2025 год.
Варианты возможных решений:
  1. Самый дорогой способ – купить новое оборудование из Европы. Установки работают по 20 лет, необходимо считать окупаемость в каждом конкретном случае.
  2. Найти бывших специалистов представительств европейских /американских компаний с ПО и данными по запчастям. Техобслуживание с заменой масла, фреона, небольших сервисных портов и т.д. без замены компрессоров (!) обходится в 20-25 % от стоимости нового чиллера. Во многих компаниях такие специалисты работают со времен пуско-наладочных работ, найти их несложно, но дорого. Оплата в данном случае проходит не по безналичному расчету, как правило.
  3. Купить китайские чиллеры: они проработают меньше( в силу конструктивных особенностей комплектующих), сменить место установки оставив старые до лучших времен с перспективой заменить на европейские после стабилизации геополитики и стоимости. Переключить всю систему на новые чиллеры. Это весьма трудоемкий вариант.
  4. Найти зарекомендовавшую себя на рынке компанию со специалистами, которые будут обслуживать чиллеры на регулярной основе, а в случае острой необходимости и при невозможности найти пароли от «мозгов» чиллера для проверки состояния самостоятельно, обратиться за помощью к узкопрофильным специалистам с нужным ПО. Такое решение обходится примерно в 10% от стоимости нового.
Вариант, который выбрали владельцы БЦ – 4: работа ведется силами специалистов airpromcenter.ru
По состоянию на 2024-2025 год водяные чиллеры числятся в санкционном списке. На многих объектах в РФ стоит большое количество именно европейских чиллеров, так как Китай за неимением технологий не производил чиллеры определенных видов и размеров. Когда представительства таких производителей, как Carrier, York, Trane, Hitachi и т.д. еще были Москве, поставки запчастей к чиллерам были регулярными, запчасти приходили вовремя. Каждая запчасть имела свой индивидуальный номер, были доступы в базу данных в головных офисах и сервисные сотрудники и инженеры-монтажники могли прошить платы и тд. Никаких проблем с обслуживанием и ремонтом чиллеров не возникало, вот только стоимость работ и запчастей никогда не была низкой. С 2022 года ситуация изменилась: доступы к номерам запчастей и ПО закрыты, обновить ПО нельзя, новое оборудование и запчасти официально не привезти.

Итак, в сентябре 2024 года в нашу компанию обратился заказчик с чиллерами водяного охлаждения марки Hitachi. Год выпуска 2004, несколько установок стоят в подвальном помещении, на каждом чиллере по два контура (соответственно, по 2 компрессора). Чиллеры начинают выходить из строя( в данном случае работает один контур) поэтому мы диагностировали, замерили масло( его пришлось менять полностью) , убрали ошибки, сделали ТО, поменяли фильтр-осушитель и тд, компрессор не меняли. Ранее несертифицированные профессионалы помочь не смогли – слишком старые «звери», и ошибки считать невозможно без специального ПО. Помощь пришла от сертифицированного специалиста Airpromcenter.

Заменить чиллеры на новые на 300 кВт холода каждый обошлось бы владельцам бизнес-центра в сумму около 20 миллионов рублей при курсе евро 100 рублей. К тому же «занести» новые чиллеры в уже полностью отстроенное здание невозможно.

Что можно было бы сделать владельцам БЦ в подобной ситуации?

Сложность в обслуживании чиллеров европейских брендов

в период санкций